CЧУП "Авент-Софт"
220012,Беларусь, город Минск,улица Кузьмы Чорно, д. 35
Мы работаем пн-пт 9:00-17:00
Компьютерные базы данных,Программное обеспечение
+375 (17) 237-71-99
http://www.AventSoft.by

Управление структурой изделия в системе




 Управление структурой изделия в системе 1С:PDM

Редактор исполнений
Электронный и бумажный архив документации
Согласование и утверждение, изменение состояний
Архив бумажных документов

Интерфейс редактора структуры изделия обеспечивает изменения состава компонентов изделия, построения электронной структуры изделия без исходных данных модели, создание и добавление в электронную структуру изделия элементов, отсутствующих в CAD-модели, таких как комплекты, прочие изделия, документы, варианты допустимых замен и т.д. Редактор состоит из дерева изделия, списка ревизий элемента и таблицы состава изделия, в которой в колонках находятся параметры, выбранные для редактирования в данном окне. Редактор структуры изделия имеет многооконный интерфейс, что дает возможность изменять каждое изделие в собственном окне. Добавление в колонки состава изделия собственных параметров для определенного элемента автоматически добавляет параметр к изделию.

Редактор структуры изделия позволяет добавлять элементы оформления в состав изделия, приводя его к виду единичной или групповой спецификации. Элементы оформления при этом могут быть произвольные, и их количество также неограниченно. В редакторе электронная структура изделия принимает окончательный, оформленный вид.

Заполнение структуры изделия возможно из сформированной конструктором в CAD-системе трехмерной модели. Базовая часть этой модели в 1С:PDM размещается полностью автоматически при помощи соответствующего PLM-компонента. При этом осуществляется разбор наименований деталей и сборок на предмет автоматического извлечения из них обозначений и наименований. Происходит разрушение абсолютных путей в модели, разбор всех имеющихся конфигураций и создание на основе всего этого электронной структуры изделия плюс автоматическое помещение всех связанных файлов в 1C:PDM. Необходимо отметить, что осуществляется и работа с библиотечными элементами. После того, как модель помещена в систему, локальная версия модели может более не использоваться, а с моделью из базы PDM теперь можно работать коллективно.

Построенная электронная структура управляется специальными элементами в системе, т.н. "Активными документами". Активный документ соответствует определенной CAD-системе и может управлять электронной структурой изделия (ЭСИ) по командам из CAD, перестраивая ту часть ЭСИ, которая получена из модели. Одна электронная структура изделия может управляться несколькими электронными документами (но не одновременно), что позволяет работать с одной структурой изделия нескольким различным CAD-системам. Изменяя электронную структуру изделия, меняется и модель, которая связана с этой структурой через активный документ. Т.е. происходит полная двухсторонняя интеграция ЭСИ с моделью.

После помещения модели и формирование электронной структуры изделия начинается работа конструкторов с единым хранилищем PDM, из которого каждый конструктор может получить рабочую копию модели или части модели на локальное рабочее место (РМ), начать изменять ее, получая при необходимости элементы, изменяемые другими пользователями. По завершению этапа изменения рабочей копии конструктор может обновить модель в хранилище PDM на основе собственных изменений. При любом изменении модели за ней следует и ее электронная структура изделия, построенная в PDM. Редактирование осуществляется с автоматическими блокировками, что исключает одновременное изменение компонента несколькими конструкторами. Рабочая копия, находящаяся на РМ конструктора, может использоваться им для быстрого открытия. В этом случае, при обращении к PDM, файлы по цифровому коду целостности проверяются на совпадение с файлами, находящимися в хранилище, и при необходимости обновления передаются на локальное РМ, обновляя рабочую копию. Если же после изменения изделия конструктор решает сохранить эти изменения не в базовом варианте изделия, а в его ревизии, для этого существуют специальные кнопки, позволяющие автоматически создать ревизии измененных элементов с помещением этих ревизий в базу PDM. При этом каждая ревизия помещается с собственной ЭСИ, если имеет таковую. Сохранение ревизиями, или как их еще называют "итерациями", позволяет хранить несколько различных вариантов структуры модели и выбирать необходимый вариант как статическое изделие, либо как управляемое изделия.

При размещении моделей, вставке документов формируется вторичное представление данных этих документов, которое, как правило, является изображением. Просмотр таких изображений, а также просмотр чертежей, содержимого документов, осуществляется встроенным интерфейсом просмотра, а при желании - компонентом того приложения, в котором был создан документ. К таким приложениям относится PDF, TIF, все другие виды графических изображений, а также eDrawings. Редактор является мощным средством создания и изменения электронной структуры изделия.


Редактор исполнений

Редактор исполнений позволяет быстро редактировать несколько исполнений в одном рабочем окне, что уменьшает вероятность возникновения ошибки.

Создание исполнений изделий - важная часть создания электронной структуры изделия (ЭСИ). В целях управления разработкой изделия, выпускаемого в нескольких исполнениях, рекомендуется использовать построение ЭСИ, аналогичной по назначению групповым и базовым конструкторским документам по ГОСТ 2.113.

Окно редактора исполнений состоит из двух основных частей. В верхней части окна редактора исполнений находится список элементов, входящих во все исполнения, и отображается количество вхождений. В нижней части отображаются атрибуты связи вхождения соответствующего (активного) элемента в исполнения.


Электронный и бумажный архив документации

Документы являются необходимой частью конструкторско-технологической подготовки, т.к. определяют готовность процесса к следующему этапу в цепи жизненного цикла. Электронный архив документации в системе 1С:PDM является неотъемлемой частью работы пользователей с содержимым и с атрибутивной частью документов, электронным документооборотом, версионированием документов, а также различного рода бизнес-процессами жизненного цикла документации.

Основной сущностью в электронном архиве в системе 1С:PDM является документ, который несет атрибутивную информацию. К документу прикрепляются файлы, которые могут быть организованны по иерархическому принципу папка-файл. Электронное хранилище позволяет хранить и идентифицировать содержимое файлов по цифровым идентификационным кодам, т.е. по содержимому.

Документы могут быть сгруппированы в папки, не зависимые от ЭСИ. Но более предпочтительный вариант - это хранение документов в электронной структуре изделия. Документы могут быть связаны не только с файлами из хранилища, но и с папками. Каждый документ имеет свою карточку - набор параметров, характеризующих данный документ. Помимо карточки документ имеет состояние и стадию, определяющую его фазу в жизненном цикле.

Управление документами, а также любыми элементами PDM осуществляется через проводник, в котором можно создать иерархию документов, удалить или добавить документ, папку. При помощи проводника документы можно заимствовать в структуру изделия.


Согласование и утверждение, изменение состояний

Организации эффективного документооборота способствует, помимо структурированного архива, еще и бизнес-процессы управления, в число которых входят процессы согласования-утверждения, а также бизнес-процесс изменения состояний.

Элементы и документы системы 1C:PDM имеют специализированные параметры - Состояние и Стадия. Параметр Состояние отвечает за готовность документации на изделия к следующему по цепочке процессу, а параметр Стадия - за указание фазы ЖЦ изделия, на которой находится изделие или его ревизии. Параметр Состояние более применим к документам, в то время как Стадия - к элементам изделия. Однако для неразрывной связи между изделием и документами оба этих параметра существуют и для документов, и для элементов изделия. Выражение Статус Документа здесь идентичен выражению Состояние Документа. При готовности документов или ЭСИ инициируется бизнес-процесс изменения состояния.

Бизнес-процесс изменения состояния - это сложный механизм, задействующий, помимо непосредственно изменения состояния, еще и механизмы согласования, рассылки уведомлений, ответов на уведомления, изменения групповых политик безопасности, автоперевод состояний ревизий элементов и многое другое. Его работу можно описать следующим образом: после очередной стадии ЭСИ и документация помещаются в специализированный документ, который показывает текущее состояние элементов и следующее состояние по цепочке ЖЦ.

Далее указывается список лиц, участвующих в бизнес-процессе, а также степень их участия. Эти лица будут участвовать в согласовании и утверждении элементов и документов. После этого указывается групповая политика безопасности, которая будет применена к элементам в цепочке: исходное - новое состояние. Групповая политика регламентирует доступ к элементу после перевода состояния. Она описывается специальным элементом, который содержит права доступа для различных пользователей и групп. Применение групповой политики при переводе состояний позволяет запретить изменения, просмотр или другие действия авторам и делегировать права согласующим или утверждающим лицам. После запуска бизнес-процесс начинает работу автоматически, рассылая поручения лицам и отслеживая выполнение этих поручений.

Каждому пользователю, в зависимости от степени участия, приходит уведомительное или деятельное поручение, реакция на которое позволит бизнес-процессу двигаться дальше по цепочке событий. Как только все поручения бизнес-процесса выполнены, бизнес-процесс изменяет состояния элементов, применяет групповую политику и завершается, оставаясь сохраненным для последующего анализа.



Архив бумажных документов

Для использования 1С:PDM службой технического архива предприятия в системе предусмотрено рабочее место работника архива. Система позволяет вести учет и контроль архивных документов по ГОСТ 2.501.88 "Правила учета и хранения". Система хранит картотеку бумажного документа для быстрого поиска и управления.

В основе управления бумажным архивом лежит понятие инвентарной книги, в которой находятся карточки учета документов, подлежащих тиражированию, учету изменений и т.д. Инвентарные книги представляет собой иерархический справочник, в котором хранятся карточки учета документов. При помощи папок внутри этого справочника имеется возможность отнести определенные карточки учета к различным инвентарным книгам.

Использование 1С:PDM службой архива обеспечивает:

  • автоматическое заполнение карточки учета данными из 1С:PDM;
  • хранение файлов бумажного подлинника;
  • учет изменений и выдач документации абонентам;
  • составление заявок на тиражирование документов;
  • получение отчета "Выданные копии";
  • автоматическое формирование заявки на тиражирование документов по зарегистрированному извещению об изменениях;
  • отслеживание состояния документа: архив, аннулирован, заменен.

Каждая карточка учета содержит список документов и их ревизий, подлежащих учету. Одной карточке может соответствовать один документ и несколько его ревизий, представленных в списке документов. Документ и его ревизии могут быть напечатаны на различных твердых копиях, и поэтому для правильного учета инвентарных номеров в этом случае используется поле "Изменение", которое придает уникальность ревизии в рамках общего инвентарного номера.

Из созданной карточки учета возможен просмотр списка проведенных электронных документов извещений об изменении, которые затрагивали данный документ. При открытии извещения об изменении имеется возможность просмотреть содержание изменения и действия.

Для текущей работы подразделению, выпустившему подлинники документов или ведущему наблюдение за изготовлением изделия в производстве, выделяют экземпляр копий соответствующих документов. Тиражирование документов в системе PDM начинается с создания специализированного документа - заявки на тиражирование. Заявка на тиражирование должна быть создана при необходимости учета выданных копий и является основанием для оформления выдачи. Без оформления заявки на тиражирование не может быть оформлена выдача.

Заявка на тиражирование представляет собой электронный документ, в котором необходимо указать подлежащие тиражированию документы. В списке документов, в заявке на тиражирование, необходимо указать абонентов и количество необходимых копий.

Выдача копий оформляется электронным документом выдачи копий. Этот документ оформляется на основании заявки на тиражирование и всегда содержит разницу между документами, указанными в заявке на тиражирование, и документами, указанными в выдаче.

Таким образом, на основе одной заявки на тиражирование может быть оформлено несколько документов выдачи до тех пор, пока количество выданных не будет равно количеству запрошенных по заявке на тиражирование. В заявке на тиражирование присутствует специализированный отчет, который позволяет увидеть, сколько копий документов выдано, а сколько еще осталось выдать.